REPEYNIK

Сайт журналиста Екатерины Зотовой.

Оппенгеймер: закон един для всех

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Посмотрела фильм Кристофера Нолана «Оппенгеймер», который недавно получил аж 5 премий «Золотой глобус», включая главную. Подтверждаю: получил заслуженно. Фильм стоит смотреть. Другой вопрос – зачем?

Эта картина – не биография Роберта Оппенгеймера, и даже не история разработки американской атомной бомбы. Режиссер рассказывал, что отказался от компьютерной графики, чтобы как можно реалистичнее показать ужас ядерного взрыва. На мой взгляд, это тоже не особо сработало – по крайней мере, при просмотре с экрана компьютера.

На мой взгляд, главная тема фильма – отношения человека и власти. В начале картины есть такой эпизод (цитирую по памяти). Подруга Роберта, коммунист Джин Тэтлок, убеждая его вступить в партию, говорит: «Весь мир подчиняется одним законам». «Я хотел бы оставить себе пространство для маневра», – парирует он. Коммунистом Оппенгеймер, в отличие от собственного брата, в итоге не стал, но дружба с ними сыграла свою роль в его судьбе. После того, как он обеспечил страну, которую любил, сверхмощным ядерным оружием, ее руководство устроило секретные слушания по вопросу продления допуска ученого к секретным разработкам.

Они прошли в апреле-мае 1954 года. Фрагменты слушаний сквозной нитью проходят через всю картину. На них ученый выглядит загнанным в угол беспощадными и циничными обвинениями. (Одним из поводов для слушаний стала утечка информации, благодаря которой СССР удалось создать собственную бомбу.) Понятно, что их исход предрешен, а цель организаторов – сломить волю Оппенгеймера, заставить его отказаться от антивоенных призывов, с которыми он выступал после 1945 года.

Эти фрагменты фильма сняты в цвете, в отличие от других, черно-белых. Так режиссер отделил сцены, сочиненные сценаристом, от тех, в основе которых лежат документы. В некоторых источниках написано, что во время слушаний Оппенгеймер пытался выкрутиться, активно называл коллег, сочувствующих левым. В фильме этого нет. Его герой выглядит скорее опустошенным и подавленным цинизмом власти. Талантливый ученый оказался обычным человеком, который в критический момент  не способен принять однозначное решение.

О том, что такое тоже возможно, напоминают сразу два персонажа фильма – Альберт Эйнштейн и Нильс Бор. Оба физика в итоге отказались от участия в разработке оружия массового поражения, хотя Бор до середины 1945 года и принимал в ней участие.

Каждый из нас хочет иметь «пространство для маневра» – хотя бы для того, чтобы защитить личные интересы и желания. Но в отношениях с властью это чревато серьезными последствиями. Думаю, фильм «Оппенгеймер» – как раз об этом.

Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *