Колокольни и купол
Главный символ Флоренции – это, конечно же, купол собора Санта Мария дель Фьоре, возведенный в первой половине XV века по проекту великого архитектора и скульптора Филиппо Брунеллески. Именно он не только разгадал секрет древнеримских строителей, но и разработал свою конструкцию, позволяющую перекрывать невиданные доселе пространства. Купол Санта Мария дель Фьоре имеет 42 метра в диаметре, поднимается над городом на высоту 114 метров и виден практически отовсюду.
Вместе со стройной колокольней собора, построенной по проекту Джотто, островерхой колокольней Флорентийского аббатства Бадиа и башнями двух дворцов – Палаццо Веккьо и Барджелло – он указывает путь к центру Флоренции.
На ее панораме, которая открывается из-за реки Арно, с площади Микеланджело, они кажутся расположенными почти рядом. Только башня Палаццо Веккьо, стоящего ближе к реке, отделилась, словно страж, и зорко всматривается в окружающие город холмы.
Облицованный глиняной черепицей, он выглядит очень по-разному в зависимости от погоды и времени суток.
Но, нежно-розовый в утренней дымке, победоносно-яркий под полуденным солнцем, шероховатый вблизи и словно парящий в воздухе над темнотой узких улочек, купол неизменно манит к себе.
Я удивилась, когда, подъезжая к Флоренции на электричке из Пизы, ни с того ни с сего обрадовалась, увидев за путаницей проводов знакомый силуэт. «Ну, вот и дома»,– мелькнуло в голове…
Куполов во Флоренции немного, как немного на ее улицах внешней пышности. Снаружи центр города суров, как сурова и безжалостна его история, до отказа набитая борьбой кланов и политических группировок за владение плодородной Тосканой. Исключение горожане сделали только для кафедрального собора с колокольней и баптистерием.
Их, стоящие в самом сердце города, они сплошь покрыли бело-зеленой мозаикой из местного мрамора. Остальные храмы столетиями выглядели так, как сегодняшний Сан Лоренцо или Санта Мария Маджоре.
К примеру, лишь в конце XIX века базилика Санта Кроче, построенная в XIV веке, приобрела свой нарядный беломраморный фасад, а заодно – и колокольню.
Совсем другое дело – внутреннее убранство. Пожалуй, самое сильное впечатление на меня произвел баптистерий Сан Джованни. Только войдя в него из темноты осеннего вечера, я поняла Данте, называвшего его не иначе, как «мой прекрасный Сан Джованни». Обычно экскурсоводы обращают внимание туристов на его двери, изваянные великими скульпторами Андреа Пизано и Лоренцо Гиберти.
Двери действительно замечательные, их можно часами «читать», разглядывая библейские сюжеты.
Но, оказалось, что внутри купол и верхние части стен баптистерия полностью затканы византийскими мозаиками XIII-XIV веков! Искусно подсвеченные, они празднично горят, погружая входящих в состояние благоговейного созерцания. (Фото можно посмотреть тут.) Здесь притормаживают свой бег даже неугомонные туристы из Восточной Азии. Под этим куполом, как нигде, чувствуется устремленность нашего сознания к вечно прекрасной и недостижимой выси…
А еще колокольни и башни – это голос Флоренции. До сих пор многие из них отбивают время. (В городе, где так легко выпасть из повседневности и при этом совсем немного часов, это особенно ценно.)
Их мерный, неторопливый звон гулко разносится по окрестным улочкам, как и столетия назад, перекрывая шум толпы. Он, этот звон, тоже успокаивает, исподволь выравнивая дыхание и как бы приглашая вслушаться в себя – как в голос времени…