Уффици как путеводитель
Флоренция буквально битком набита произведениями искусства. Пожалуй, только здесь их можно увидеть не только в музеях, храмах и общедоступных дворах дворцов, но и, к примеру, на стенах самых обычных (правда, очень старых) домов.
Выудить из этой массы то, что интересно именно тебе, совсем не просто. Особенно – если твои представления об искусстве Возрождения ограничиваются великой пятеркой (Боттичелли – Леонардо – Микеланджело – Рафаэль – Тициан), а знание хронологии событий весьма смутно.
В этом случае (а также во всех остальных) первое, куда надо идти во Флоренции – это прославленная галерея Уффици. Брать экскурсию совсем не обязательно – на ней вы увидите только то, что вам покажут. Лучше купить при входе путеводитель и тихо-спокойно отправляться в путь по офисным кабинетам XVI века. Напомню, что в 1560 году этот огромный П-образный дворец, занимающий целую улицу, был спроектирован Джорджо Вазари для офисов чиновников Тосканского герцогства. (В итальянском языке слово uffici и сегодня значит просто офисы.)
Но уже в 1581 году на верхнем этаже здания были размещены художественные коллекции герцогов де Медичи, которые затем непрерывно пополнялись.
При этом если в длинных светлых коридорах третьего этажа, которые тянутся вдоль всего здания, глаза буквально разбегаются (тут и античная скульптура, и коллекция портретов выдающихся деятелей разных стран и эпох, и затейливая роспись сводов), то в залах галереи всё гораздо проще. Произведения итальянских (прежде всего – тосканских) художников здесь выставлены в хронологическом порядке, начиная с середины XII века. Переходя из зала в зал, можно проследить всю историю итальянского Возрождения и заодно определить, кого из художников вам захочется увидеть в других храмах и музеях Флоренции.
Кстати, именно здесь я поняла, что мне гораздо ближе раннее Возрождение, не потерявшее в погоне за житейской достоверностью внимания к духовной жизни своих персонажей. В Уффици я попала на выставку картин Караваджо – и, честно говоря, была шокирована его картиной «Уверение святого Фомы» (1600-1602). Почему-то мне не хочется лицезреть такую вот «правду жизни» при всей ее реалистичности.
Для тех, кто любит древнегреческую литературу, Уффици приготовили свои сюрпризы. Так, в одном из залов я наткнулась на хорошо известный по фотографиям бюст «отца комедии» Аристофана.
А рядом засекла забавную сценку «диалога с Сократом»…
Из окон Уффици можно полюбоваться пленительными видами на город и реку Арно.
В конце второго коридора есть кафетерий с выходом на крышу лоджии Ланци, откуда можно в деталях рассмотреть гербы на башне Палаццо Веккьо.
А если устал – на втором этаже, где продолжается экспозиция, можно даже прилечь…