Банда из Праги со своей моделью мира
Писать о танцевальной постановке особенно сложно. Здесь сюжет второстепенен (в сущности, зритель волен накладывать движения танцовщиков на собственную канву), здесь слишком многое нужно видеть, чтобы понять суть процесса. И все же…
Чешская танцевальная труппа VerTeDance представила на фестиваль постановку с интригующим названием Cimulante Bande – то ли «компания симулянтов», то ли «банда притворщиков»… В постановке заняты два профессиональных танцора, Елена Аленбергерова и Петр Опавский, и две девушки с нарушениями опорно-двигательного аппарата – Алена Янчикова и Зузана Питтерова.
Мне показалось, что сюжетная канва спектакля – это последовательное освоение людьми внешнего мира и межличностных отношений, которое раскрывается на примере взаимоотношений людей с разными физическими возможностями. Танцоры начинают спектакль лёжа на полу, потом садятся, внимательно исследуя каждое свое движение.
(Как тут не вспомнить, что еще одно значение слова «симуляция» — имитация чего-либо!) В этом процессе даже инвалидная коляска может превратиться в игрушечную машинку.
Поначалу отличия героев незаметны. А когда картина проясняется, здоровые люди помогают своим друзьям с двигательными ограничениями почувствовать радость свободного владения телом.
(Бесподобен фрагмент, когда Елена Аленбергерова становится «ногами» своей подруги!)
Но всё меняется, когда здоровые молодые люди обращают внимание друг на друга. Их роман какое-то время пытается существовать как «танец втроем».
Но сложившиеся отношения быстро разрушаются, отбрасывая девушек с инвалидностью на обочину мира, который раньше был общим для всех.
В этой ситуации персонажи ведут себя по-разному. Одна, страдая и мечтая вернуть любимого, тем не менее, гордо отступает.
Другая, воспользовавшись собственной проблемой (или – симулировав ее?),
добивается внимания окружающих и обретает уверенность в себе…
Можно ли прочитать этот спектакль иначе, не связывая различия танцоров с проблемами инвалидности? Разумеется. Мастерство исполнения и богатство деталей допускают множество трактовок.
При этом каждый исполнитель этого квартета – солист, без которого действие попросту невозможно. Этим в очередной раз утверждается мысль о том, что в этом мире каждый важен человек.