REPEYNIK

Сайт журналиста Екатерины Зотовой.

Эстетика преодоления

Прочитав в программе фестиваля заглавие финального спектакля – «Из глубины воззвах…» – я подумала, что он должен стать достойным философским завершением пёстрой фестивальной недели. Тем более, что привез его в Москву давний участник всех интеграционных форумов, Театр движения «Лик» из Ташкента. Я не ошиблась. Постановка действительно подвела совершенно определенную черту под фестивальными дискуссиями. Но – совсем не в том ключе, как мне виделось…

Двое

Главная тема спектакля – преодоление. Преодоление обстоятельств, барьеров, себя… Постановщик Лилия Севастьянова, не мудрствуя лукаво, назвала героя именем его исполнителя, Валерия Когана, колясочника с тяжелой формой ДЦП. В начале он появляется на сцене на коляске. Впрочем, вскоре юноша оставит ее смертельно уставшему незнакомцу, а сам будет передвигаться так, как может, – ползком, перекатываясь, на коленях… В своем странствии по миру он встречает разных людей: добрую женщину, которая усыпит его сказкой,

сон
и беззаботных юнцов, за которыми ему остается только наблюдать, тех, кто пройдет мимо – и тех, кто поможет встать на ноги и стать полноправным членом общества.

танго
Все эти события переданы языком то танца, то подвижных «живых картин». Сходство с картинами подчеркивают и паузы между отдельными сценами – очевидно, что небольшой труппе, состоящей из профессиональных актеров и людей с инвалидностью, нужно было время, чтобы перегруппироваться.

финал

После окончания спектакля была предсказуемая буря оваций, выражавшая, прежде всего, восхищение Валерием Коганом, который, единственный из труппы, проработал на сцене целый час, от начала до конца. Впрочем, зритель, идущий на спектакли «особых театров» вообще щедр на аплодисменты – знак признания и поддержки, поскольку хорошо понимает, каким трудом достигается в этой сфере любой значимый результат. Услышав их в очередной раз, я вдруг подумала, что для такого, особого, зрителя прекрасным в искусстве является не только сам спектакль, картина или книга, но и процесс их создания.
Спектакль театра «Лик», на мой взгляд, не самый сильный в фестивальной программе. Никакой особой «философии», а тем более разговора о вере, обещанных названием, я в нем так и не увидела. Однако именно он вполне выразил для меня одну из основных черт особого театра. Наибольший эффект в нем достигается тогда, когда пресловутые «особенности развития» актеров не затушевываются, а становятся основным инструментом создания картины мира.

Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *