REPEYNIK

Сайт журналиста Екатерины Зотовой.

Видеомы, видуши и прочие перевертыши

Увидев в конце апреля, что в Центре Вознесенского открылась выставка графики поэта «Вознесенский. ЕЩЁ», я лениво подумала: «Можно сходить». Благо, его видеомы помню по началу 90-х, когда они создавались и произвели фурор. Интерес подстегнул и цикл интервью с вдовой Вознесенского Зоей Борисовной Богуславской, записанный 12 лет назад и вновь показанный сейчас, в дни его 90-летия, на телеканале «Культура». Уж очень интересно она рассказывала! (Кстати, Зоя Богуславская жива, 16 апреля отметила 99-летний день рождения.)

Сказано-сделано. Еду на Большую Ордынку, где находится Центр. Оказалось, что это – симпатичный особнячок начала XIX века, типичный для этого района. Присутствие Центра выдает глаз на боковой стене – характерный пример графики Андрея Вознесенского.

Центр Вознесенского на Большой Ордынке
Центр Вознесенского на Большой Ордынке

Выставка оказалась совсем небольшой – три маленьких зала. В первом – те самые видеомы и «видуши», во втором – наброски и ранние акварели (напомню, что Вознесенский по образованию – архитектор), в третьем – эскизы к осуществленным и неосуществленным проектам, в том числе – фото памятника русско-грузинской дружбы на Тишинке, который он сделал на пару с Зурабом Церетели.

Ранние работы
Ранние работы

Что сказать? Было интересно, кое о чем я узнала впервые. Например, о том, что к созданию графики Вознесенского подтолкнуло знакомство в конце 70-х с одним из родоначальников поп-арта — американским художником Робертом Раушенбергом. Вместе с ним они сделали тогда серию работ, в том числе – знаменитые «мать-тьма» и «Чайка – плавки Бога».

Кстати, сам поэт называл их «видуши» в отличие от «видеом» – коллажей, посвященных знаменитым поэтам. Они висели рядом, в этом же зале. Яркие, броские, метафоричные. Многие построены на штампах, а потому являются вполне себе попсовыми. К примеру, Оскар Уайльд – цилиндр денди с решеткой внутри (намек на тюрьму), Маяковский – пистолет с телефонным диском («Алло! Кто говорит? Мама?…»), Есенин и Дункан – переплетение каната и легкого белого шарфа, намек на обстоятельства смерти обоих. Неожиданно выглядит на черном фоне коллаж «Век Пастернака», хотя, если вдуматься, так глубже проявляется смысл слова «снег», из которого он соткан.

Во втором зале нашлось несколько очень тонких вещей. Например, миниатюра «Джин-тоник» или эскиз видеомы, посвященной Анне Ахматовой.

А еще стало ясно, какое впечатление произвел на 30-летнего поэта знаменитый выговор Хрущева. Целая стена набросков генсека в одной позе… Невольно задумаешься про то, как наивна молодость.

Хрущев

Там же я в очередной раз удивилась точности поэта, связавшего воедино 60-е и 90-е.

Видуша "60-90"

Третий зал показался мне странным. Большая часть экспонатов – эскизы декораций к Пасхальной инсталляции «Россия воскресе» на стихи и по эскизам Андрея Вознесенского. Там же можно посмотреть видеозапись ее исполнения 20 апреля 1993 года в центре Москвы. Выступали сам поэт, артисты театра Вячеслава Спесивцева и популярный тогда певец Крис Кельми. И все бы хорошо, но запись (27 минут) демонстрировалась на маленьком экране и смотреть ее нужно было в наушниках. Неудобно… (Жаль, но в открытом доступе я ее не нашла.) А большое фото памятника российско-грузинской дружбы мне показалось чужеродным. Как будто организаторы заполнили им пустоту…

Но это – детали. А в целом выставка удачно оживляет память об одном из самых громких и ярких поэтов второй половины ХХ столетия, который сумел в лучших стихах быть глубоким и популярным одновременно. И все же не оставляет мысль: сделай представленные на ней работы кто-то другой, вряд ли они были бы замечены…

Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *