REPEYNIK

Сайт журналиста Екатерины Зотовой.

Витославлицы: не просто «деревяшки»

Когда на странице музея «Витославлицы» я увидела отметку: «Время на осмотр 3 часа», то невольно усмехнулась: «Да ладно…» О музее я слышала давно, знала, что он хорош, но чтобы так долго… И вот наконец, приехав в конце октября в Великий Новгород в командировку, взяла такси и – махнула прямо к открытию. (К слову, это – самый надежный способ туда попасть. Автобус № 7, который ходит в деревню Юрьево из центра Новгорода, курсирует нечасто.)

Витославлицы
Витославлицы

С погодой мне в тот день повезло. Температура около 0, сухо, сквозь легкие облака проглядывает солнце… Прямо у входа увидела схему, из которой следовало: до одного конца экспозиции – 560 метров, до другого – больше 800. Вход на территорию (он же выход) – один, в центре. Следовательно, даже простой обход всех построек потянет километра на три. Плюс – нужно заглянуть и внутрь зданий… После этого заявленные 3 часа уже не казались преувеличением.

Впрочем, тут же я увидела и перечень открытых построек. В тот день их оказалось только три. Почему так, стало ясно, когда я заглянула в одну из них: старинные деревянные постройки не отапливаются, так что холод там был буквально собачий. Смотрительницам, напоминающим кукол на чайник, можно только посочувствовать…

Витославлицы, центр музея
Витославлицы, центр музея

Немного истории. Музей Витославлицы был создан в 1964 году, чтобы спасти от разрушения старинные деревянные постройки. В отличие от многих подобных музеев, он появился не на пустом месте – в 30-х годах XIX века здесь построила элегантный двухэтажный дом одна из самых необычных женщин александровской эпохи – Анна Алексеевна Орлова-Чесменская. Единственная любимая дочь Алексея Орлова-Чесменского, родного брата фаворита Екатерины II Григория Орлова, она была не только красавицей, но и умницей, знала несколько языков. Оказавшись в 19 лет наследницей одного из крупнейших состояний России, она не вышла замуж, была глубоко религиозной и все средства тратила на благотворительность и возрождение монастырей. В их числе был и находящийся рядом с ее усадьбой древний Юрьев монастырь. Но это – отдельная большая история.

Музей разместился в большом парке усадьбы Орловой. В главном доме размещена экспозиция, посвященная владелице, но во время моего посещения, она, к сожалению, была закрыта. 38 деревянных построек разбросаны среди старых дубов, елей, лиственниц и берез. Может быть, поэтому кажется, что они находились здесь всегда, и это усиливает впечатление.

Большинство зданий, как и в жизни, объединяются в функциональные группы – деревенская улица, хоздвор, скит… Связанные удобными дорожками, они выглядят очень живописно и органично. Каждой постройке подобрано наиболее выигрышное место. Например, словно устремленная ввысь шатровая церковь Успения Богородицы 1595 года стоит на холме у озера Мячино и видна издалека. А стоящая неподалеку от нее церковь Николая Чудотворца «спрятана» в небольшой рощице.

Самым ценным и живописным экспонатом музея, на мой взгляд, является церковь Рождества Богородицы из села Перёдки, построенная в 1530-х годах. Она настолько монументальна, что ее хочется обойти кругом, и не один раз. Когда я была, церковь была закрыта, но можно было подняться на гульбище. Прогулка по нему и виды с высоты на другие постройки – отдельное удовольствие! Я была там одна, но – не совсем. Оказалось, вокруг храма вьется множество синиц! Они весело свистели, цеплялись за бревна, прыгали по перилам и камням фундамента…

Рядом с ней поставлены миниатюрная церковь Успения Богородицы, построенная в самом конце XVI века, и церковь Николая Чудотворца, сложенная в 1760-х годах. Все вместе он и составляют группу «скит». Там же неподалеку – Троицкая церковь (1672-1676). И каждая из них неповторима, каждая украшена оригинальными узорами!

Не менее разнообразны и крестьянские избы. Мне очень понравилось, что в Витославлицах нет привычной для музеев деревянного зодчества линейки: изба бедняка, середняка, кулака. Здесь все дома – большие, крепкие, под одной крышей – и жилые комнаты, и хоздвор. И у каждого – свои наличники, свои полотенца на скатах крыш. Есть даже оригинальный деревянный дымник!

А еще – самые разные хозяйственные постройки XIX – начала ХХ веков, от скромной баньки до двухэтажного овина – «садило». В нем внизу топили печь «по-черному», а на втором ярусе, пол которого сложен из жердей, «садили» (устанавливали вертикально) снопы для просушки.

Самой дальней постройкой музея является огромная ветряная мельница начала ХХ века, стоящая на поле у Юрьева монастыря и похожая на былинного богатыря. Но идти к ней, а потом возвращаться обратно не обязательно, если потом вы планируете посетить монастырь – мельница отлично видна с дороги к нему. (Впрочем, худощавый сотрудник музея утверждает, что он, если надо, просто пролезает между жердями изгороди – тоже вариант…)

Ветряная мельница, начало ХХ века
Ветряная мельница, начало ХХ века

От шатровой церкви Успения Богородицы открывается красивый вид за Волхов, на ключевое место Новгородской земли – Городище с руинами храма, заложенного в 1103 году (он был разрушен во время Великой Отечественной войны). Здесь издавна была крепость, а в IX – XI веках – ставка новгородских князей. Сейчас рядом с руинами (справа от церкви, в центре фото) развевается российский флаг.

Вид на Городище
Вид на Городище

Оттуда же открывается красивый вид на Юрьев монастырь, собор которого был построен в 1119 – 1130 годах. А на первом плане видно множество крупных камней. Это – «каменная выкладка церкви Пантелеймона», возведенной в самом начале XIII века в Пантелеймоновом монастыре. Тогда же к монастырю было приписано и село Витославлицы, имя которого носит музей. Сам же монастырь после разорения шведами в 1611-1617 годах захирел и был приписан к соседнему Юрьеву. В самом начале XIX века по инициативе богатого новгородского помещика В. И. Семивского древний собор был разобран, а на его месте возведена церковь в стиле классицизма.  В 1837 году эти земли купила графиня Орлова и выстроила себе летний дом, а после ее смерти они по дарственной вновь отошли Юрьеву монастырю. В 20-х годах ХХ столетия Пантелеймоновскую церковь разобрали как не имеющую художественной ценности – видимо, на кирпич. А уже в конце ХХ века провели раскопки и обнаружили фундаменты древнего храма. Подробнее об этой истории можно прочитать тут.

Вид Юрьева монастыря, на первом плане - выкладка Пантелеймоновой церкви
Вид Юрьева монастыря, на первом плане - выкладка Пантелеймоновой церкви

Подводя итог, скажу: при неторопливом осмотре и хорошей погоде на Витославлицы + Юрьев монастырь можно смело закладывать целый день – благо, есть где поесть (ресторан на территории музея и кафе в монастыре). Можно, если хватит сил, пройтись по берегу до истока Волхова и Перынского скита, до которого от монастыря около полутора километров. Ведь это – одно из мест, где зарождалась российская государственность.

Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *