REPEYNIK

Сайт журналиста Екатерины Зотовой.

Талдом: центр в стиле модерн, ЗАГС в каланче и Клычков под замком

Давно замечено: хуже всего мы знаем то, что находится рядом. Именно потому, что – рядом, а, значит, всегда можно отложить на «потом». Так складывались мои отношения с городом Талдом, рядом с которым у нас уже больше 10 лет находится дача. Пару раз я даже проезжала по его центру с братом на машине, но вот побродить как-то никак не удавалось. Наконец спланировала полуторачасовой набег перед электричкой на Москву – и оказалось, что на всё интересное этого времени не хватило.

Сегодня Талдом – самый северный райцентр Московской области. Впервые он упоминается в письменных источниках в 1677 году. Из-за малоземелья местные жители уже тогда занимались преимущественно скорняжным и кожевенным ремеслом. В XVIII веке здесь производили в основном «кирпичи» — мужскую обувь, в которой между подошвой и стелькой прокладывался слой глины. Затем производство обуви усовершенствовалось, и к середине XIX века талдомскими обувщиками уже изготавливалась плисовая и бархатная обувь на меху. После отмены крепостного права Талдом становится центром обувной торговли. К концу XIX века обувные ярмарки превращаются в регулярные еженедельные торги, привлекавшие многочисленных скупщиков обуви со всей России. Усилиями купцов Талдома в 1901 году рядом с селом была проведена железная дорога Москва — Савёлово. В 1907 году вывоз кожаной обуви только железной дорогой со станции Талдом составил 31000 пудов или 350000 пар. Кроме обувного производства были развиты портновский, скорняжный и валяльный промыслы, заготовка леса на дрова и на лесоматериал. В 1907 году в селе было организовано уличное освещение. В 1916 году в Талдоме на кооперативных началах открыт кинематограф

Часть торговой площади с храмом Михаила Архангела, конец XIX века. Фото из открытых источников.
Часть торговой площади с храмом Михаила Архангела, конец XIX века. Фото из открытых источников.

В марте 1918 года на полученные от «чрезвычайного единовременного налога на имущих» средства начато строительство городской электростанции (заработала в 1923 году), в конце апреля закуплено типографское оборудование и в «арендованном за 600 руб. в месяц 3-этажном каменном здании мастерской Клычковой» были организованы типография, переплётная мастерская и книжный магазин. Уже 1 мая 1918 вышел в свет отпечатанный в этой типографии первый номер газеты «Крестьянин и рабочий». Издавались там и листовки, например, вот эта, вышедшая в ноябре 1922 года. (Текст сказки опубликован здесь.)

Одно из изданий местной типографии
Одно из изданий местной типографии

В конце 1918 года село стало городом, но – не Талдомом. Решением президиума Тверского губисполкома от 3 декабря 1918 года оно переименовано в город Ленинск, а Талдомская волость в Ленинскую. 15 августа 1921 года постановлением ВЦИКа образован новый Ленинский уезд уже в составе Московской губернии с центром в городе Ленинск. Только в ноябре 1930 года, когда после очередного переустройства административного деления в Московской области появилось два района с названием Ленинский, Ленинск (Талдом) был переименован в Собцовск, в честь местного революционера Николая Собцова, убитого в мае 1918 в ходе антибольшевистского голодного бунта. Однако название «Собцовск» продержалось менее полугода — оно не было утверждено центральными органами власти из-за сомнительности личности Собцова. В марте 1931 года городу вернули историческое название Талдом. Однако местные жители хранят память о революционере. В его честь названа улица, на которой стоит памятник. По иронии судьбы, прямо напротив него в наше время открыли магазин — очаг капитализма…

Нетрудно догадаться, что купцы вкладывали средства не только в производство, но и в собственные дома. Даже из окна машины я видела, что центр Талдома застроен весьма симпатичными домами, и в некоторых угадывается популярный на рубеже XIX-XX веков стиль модерн. Но не ожидала, что его тут так много! Причем постройки отчетливо делятся на два типа – каменные и деревянные.

Каменный модерн формирует облик огромной торговой площади города (ее длина от здания администрации до конца торговых рядов – более 200 метров). В едином стиле здесь построены торговые ряды и дома купцов Машатиных, два из которых сегодня занимает администрация города. Через дорогу от нее (площадь Карла Маркса, 19) – дом купца Воронцова, в котором был первый кинотеатр. Чуть в глубине от площади (площадь Карла Маркса, 13а) стоит дом С.С. Смирнова 1912 года постройки, на параллельной Калязинской улице – дом № 35 Е.Х. Харитонова 1908 года. Еще один особнячок в стиле модерн притаился рядом с Детским сквером (Тверская ул., 55а). Есть ощущение, что все их создал один архитектор. Похоже, он же проектировал и торговые ряды (1908-1910 гг.).

В стиле модерн в начале ХХ века было построено и нарядное кирпичное пожарное депо с каланчой, использовавшееся по прямому назначению до конца 1970-х годов. Дальнейшая его судьба печальна. К началу 2010-х годов красавица каланча превратилась в руину, а потому была разобрана и в 2013 году воссоздана заново. Сейчас в этом здании – ЗАГС.

Из зданий в стиле модерн выделяется «лица необщим выраженьем» дом купца Д. И. Волкова, построенный на рубеже XIX-XX веков (ул. Салтыкова-Щедрина, 41). По некоторым источникам, это – первый каменный дом Талдома. Его фасад облицован плиткой и украшен изящными кованными решетками. Сейчас в нем размещён историко-литературный музей, куда мы еще вернемся.

Немало в городе и памятников деревянного модерна. Обычно в плане это – обычные деревенские дома, украшенные затейливыми башенками или мансардами. Первый такой дом мне попался еще на подходе к центру города, на улице Собцова, 10. Напротив (дом № 11) – более сложный вариант: двухэтажный дом с каменным низом и деревянным верхом. На нем сохранились и каменные, и деревянные элементы декора. Очевидно, что на 2 этаже когда-то был балкон. К сожалению, палисадник у дома сильно зарос. Еще один большой деревянный дом с изящным обрамлением мансарды мне попался на Калязинской улице, 39. К сожалению, времени на охоту за деревянным модерном у меня на этот раз не было.

Впрочем, в городе можно любоваться не только модерном. Бесспорной его доминантой является храм Архангела Михаила, тоже стоящий на торговой площади. Он начал строиться в 1795 году на месте деревянного, а освящён был только в 1808 году. В 1870-х годах в храме был установлен фаянсово-эмалевый иконостас работы мастеров из Вербилок, фрагменты которого сегодня можно увидеть в Талдомском музее. В конце XIX века храм был частично перестроен в псевдо-русском стиле, архитектором, предположительно, является А. П. Виноградов. В советское время храм был закрыт и сильно перестроен, в нём располагалась обувная фабрика. Иконостас был уничтожен. 

Еще один красивый образец псевдо-русского стиля – дом купца Ф. К. Киселёва, построенный в 1907 году. Он имеет сложную кирпичную кладку, витиеватые узоры на окнах и дверях, а крышу венчают кокошники. Долгое время здесь располагалась детская библиотека. В 2001 году около нее открыли памятник уроженцу деревни Дубровки Талдомского района, поэту, прозаику и публицисту Сергею Клычкову (1889 – 1937) работы скульптора Дениса Стритовича. Это соседство сыграло с памятником злую шутку. Сейчас дом Киселева находится в аварийном состоянии, из него, по выражению сотрудников музея, «сыплются кирпичи». (Это видно и по фото.) А потому территория усадьбы закрыта, и поглядеть на памятник можно только сквозь прутья забора.

А жаль, потому что, на мой взгляд, он вышел удачно, если судить по многочисленным фото. Намного лучше, чем поставленный в 2016 году монумент еще одному знаменитому уроженца Талдомского уезда М.Е. Салтыкову-Щедрину работы того же автора.  Он стоит в сквере у местной Школы искусств, рядом с площадью Карла Маркса (она же торговая). Видимо, по замыслу автора, Щедрин смотрит в сторону родного села Спас-Угол. А оно на северо-востоке, так что лицо писателя, и так не слишком веселое, постоянно находится в тени. Рядом с памятником поставлен примечательный автомат, с помощью которого можно прослушать информацию о памятнике и даже приобрести сувенирную монету, увы, только за наличные. Я на кнопки не нажимала.

Не скрою: когда я планировала набег на Талдом, больше всего меня интересовал именно Салтыков-Щедрин. Ведь он – главный туристический бренд города. Всех, кто попадает на железнодорожный и автовокзал (они расположены рядом), встречает бетонная стела с его мозаичным портретом и барельефами героев, установленная, как пишут, в 1970-е годы. Ради этого хотела зайти и в краеведческий музей. Но когда прошлась по городу, цель посещения музея изменилась – захотелось побольше узнать о самом городе.

Стела Салтыкову-Щедрину у вокзала
Стела Салтыкову-Щедрину у вокзала

Сотрудники музея оказались очень приветливыми. Единственное неудобство, которое там возникло – музей до сих пор принимает оплату только наличными. Там действительно оказались интересные вещи, в том числе – фрагменты фаянсового иконостаса. (Как жаль, что он не сохранился!) Интересны и образцы обувной продукции столетней давности, и большой раздел, посвященный старообрядцам.

Талдомская обувь начала ХХ века
Талдомская обувь начала ХХ века

Хорош и сам дом, сохранивший старинную планировку и отчасти интерьеры. А вот судьба его создателя, выходца из крестьян и одного из богатейших купцов города, трагична. Дмитрий Иванович Волков (1862 – декабрь 1941) в Первую мировую войну позволил разместить в двухэтажном доме лазарет для раненых воинов и купил медицинское оборудование, был членом земской управы. Осенью 1918 года он вынужден был уехать из Талдома и искать пристанище в Москве. После утраты особняка от потрясения умерла жена Волкова, от голода в 20–е годы погибли сыновья. Во времена НЭПа он организовал в столице торговое предприятие, но затем был снова лишен имущества и сослан в Калязин. После возвращения старик работал башмачником… Пишут, что Волков был одним из прототипов романа М. Пришвина «Осударева дорога».

Дмитрий Иванович Волков. Фото из открытых источников
Дмитрий Иванович Волков. Фото из открытых источников

Писателям Талдома посвящен самый большой зал музея. Кроме М. Салтыкова-Щедрина и С. Клычкова здесь родились или жили Василий Ажаев (роман и фильм «Далеко от Москвы») и менее известные Лев Зилов и Петр Слётов. Три года в окрестностях Талдома жил Михаил Пришвин – сначала в доме Сергея Клычкова, потом в деревне Костина. Написал книжку «Башмаки» и назвал окрестности города «Журавлиной родиной». С его легкой руки это название намертво приклеилось к округе, а потом стало официальным названием заповедника, охраняющего места гнездовья журавлей в Талдомском районе. Впрочем, каждому писателю в музее посвящен небольшой стенд с витриной, так что детально погрузиться в их жизнь и творчество вряд ли удастся.

От памятника Салтыкову-Щедрину вбок отходит тихая улица имени Зины Голицыной. Если пройти по ней буквально сотню метров, справа увидишь белую стелу с изящной девичьей головкой на выступе и надписью «Партизанке Зине Голицыной». Такой Зину запомнили друзья и родные. Она родилась 29 октября 1923 года под Дмитровом, а в 1939 году семья переехала в Талдом. Здесь девушка окончила семилетку и пошла работать медсестрой. В первые дни войны Зина Голицына была зачислена медсестрой в истребительный батальон Талдома, начала работать при штабе МПВО. Затем Зина стала разведчицей командования 2-ой особой партизанской бригады, которая воевала в тверских лесах. Последнее боевое задание особого отдела 22-ой армии Калининского фронта Зина выполняла под поселком Пено вместе с Володей Павловым – жителем этого поселка. Они попали в руки фашистов, их пытали и расстреляли 29 декабря 1941 года. При этом Володю опознали местные, а Зина так и не назвала своей фамилии. Местным жителям было запрещено предать земле их тела. Только в январе 1942 года, когда Пено освободили части Красной Армии, Зину и Володю с воинскими почестями похоронили в одной могиле в сквере, неподалёку от того места, где покоится прах секретаря Пеновского подпольного РК ВЛКСМ Героя Советского Союза Лизы Чайкиной. Долгое время на мемориальной стеле в Пено значилось – Володя Павлов и Зина. Только в 1958 году талдомский краевед Владимир Павлович Саватеев, проделав огромную исследовательскую работу, восстановил фамилию юной разведчицы. Посмертно ее наградили медалью «За отвагу». В 1967 году в Талдоме был установлен памятник Зине Голицыной (архитектор Р. Асеев, скульптор Е. Лазова). Средства на него собирали жители и все комсомольские и пионерские организации района, а в установке помогала ее родная сестра. Для меня эта история – грустное напоминание о том, как капризна слава. По сути, Зина (и не она одна!) сделала то же самое, что ее сверстница, Герой Советского Союза Зоя Космодемьянская. Но истории одной повезло сразу же стать известной на всю страну благодаря очерку Петра Лидова «Таня», а о судьбе другой больше 15 лет ничего не знали даже родные…

Единственное, что радует — сегодня памятник выглядит аккуратно, за ним явно следят. Небогато, но аккуратно выглядит и весь город. Чувствуется, что жители и власти, как могут, поддерживают порядок. Прогулка по Талдому даже в довольно жаркий день доставила мне удовольствие, погрузив в неторопливый ритм провинциального городка.  для москвичей поездка сюда вполне может стать интересной однодневкой.

Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *