REPEYNIK

Сайт журналиста Екатерины Зотовой.

«Сны Сибири»: объединяя времена

Выставка «Сны Сибири» открылась в Государственном историческом музее еще 28 октября 2022 года. Я давно собиралась пойти на нее, но как-то никак не получалось. В конце концов судьба просто взяла меня за шиворот – я оказалась по работе в Музее Отечественной войны 1812 года, который находится в том же здании, что и выставка «Сны Сибири». (Этот терем из красного кирпича, стоящий рядом с Историческим музеем, знают даже те, кто ни разу не был в Москве. Он был построен в конце XIX века для Московской городской думы, а после смерти В.И. Ленина там был открыт его музей.) Тогда же я выяснила еще один курьезный факт: «Сны Сибири» должны были закрыться еще в конце января, но работу выставки продлили до начала мая. После этого я уже просто не могла не пойти туда и смело шагнула в темноту…

Да, в большинстве залов выставки стоит сумрак, который прорезают лучи подсветок и бегающие огни инсталляций. Первое, что поражает – изобретательность дизайнеров. «Сны Сибири», приуроченные к 130-летию Транссибирской магистрали, организованы Фондом развития науки и культуры «Таволга» при поддержке РЖД и Российского исторического общества. Похоже, что на бюджет ее организаторы не поскупились…

В первом же зале меня озадачила светящаяся карта России, на которой обозначены места, где были найдены отдельные экспонаты выставки. Сделав несколько снимков на фотоаппарат, я с удивлением обнаружила: то, что вживую смотрелось, как одинаковое, чуткая камера отобразила разноцветным…

Не скрою: на выставке меня, прежде всего, интересовали древние артефакты. Однако в самом начале пути из темноты на меня неожиданно глянул внимательный звериный взгляд. Это оказалась «Царица» – львица работы известного современного скульптора из Бурятии Даши Намдакова! На выставке представлено несколько его работ, очень разных по стилю, которые органично смотрелись среди древних фигурок и ультрасовременных инсталляций.

Главной задачей организаторов выставки было стремление показать культурное многообразие территорий, расположенных на пути следования Транссиба. В экспозиции есть предметы Пермской звериной культуры, неолита и железного века. Они очень разные, и все же больше всего меня поразил миниатюрный деревянный (!) наконечник шейной гривны (ожерелья), найденный на Алтае. Он датируется V – III веками до н.э.!

Наконечник гривны
Наконечник гривны

Еще более древним оказался фрагмент керамического сосуда из Хабаровского края, который датируется рубежом III – II тысячелетий до н.э. (Странно, но он напомнил мне критскую керамику, созданную примерно в это же время.)

Фрагмент керамики
Фрагмент керамики

К некоторым древним экспонатам изготовлены тактильные копии, причем не только в натуральную величину, но и в увеличенном масштабе. Они предназначены для незрячих посетителей, но помогают и всем остальным рассмотреть их детали.

На выставке нужно было постоянно озираться вокруг себя, т.к. с разных точек открывались неожиданные виды на тот или иной фрагмент экспозиции. Вдруг на стене выступали алые контуры петроглифов, в другом углу начался рассвет, и из темноты появилась целая поляна идолов, а по каменному тигру побежали огненные змеи…

Единственным светлым помещением выставки был зал с работами современных художников. Там можно увидеть эмали из серии «12 шаманов» Сергея Ануфриева, панно Олега Комарова, выполненные из бересты, кожи и дерева, работы камнереза Александра Баранмаа, керамику Татьяны Ерошенко, бронзовые, каменные и нефритовые скульптуры Зандана Дугарова. Все они интересны сами по себе. Каждый автор по-своему развивает традиции древнего народного искусства. И все же на фоне остальной экспозиции этот зал показался мне пресным…

Одним словом, идти на выставку стоит однозначно! Здесь каждый любитель истории и искусства найдет для себя что-то интересное.

Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *