REPEYNIK

Сайт журналиста Екатерины Зотовой.

Сокровища сарматов: от оленей до татушек

Наконец-то я добралась до выставки «Золото сарматских вождей», которая работает в ГМИИ им. Пушкина с 25 апреля по 23 июля. Я очень люблю так называемый «звериный стиль» – украшения кочевых племен, изображающие животных, как реальных, так и мифических. Экспонаты этой выставки найдены совсем недавно, в последние десятилетия XX – начале XXI века на раскопках двух комплексов сарматских погребальных курганов, один из которых расположен в Башкирии, другой – в Оренбургской области. Некоторые вообще выставляются впервые.

Все они датируются серединой I тысячелетия до н.э., иначе говоря, временем расцвета древней Греции. Среди них есть шлем и детали доспеха, мечи и кинжалы, копья, луки и наконечники стрел, конская упряжь, одежда и элементы ее декора, ювелирные украшения, зеркала, костяные ложечки, каменные жертвенники…

Сарматские стрелы
Сарматские стрелы

В центре Белого зала выставлены шесть «золотых» оленей. (На самом деле, фигуры вырезаны из дерева и обиты листами золота.)

Как всегда, меня поразила тонкость работы древних ремесленников. Те же олени, на первый взгляд, кажутся одинаковыми. Но стоит присмотреться – и начинаешь замечать множество различий, от узора на боках до выражения морды.

А, к примеру, золотые накладки, изображающие нападение гиены на оленя, в длину составляют не больше 2-3 см! Если честно, некоторые детали я как следует рассмотрела только дома, разглядывая фотографии на мониторе!

На этой выставке меня поразило парадоксальное сочетание в изделиях традиции и индивидуальности. Сарматы прекрасно владели технологией отливки в форме – именно так сделаны россыпи мелких золотых украшений, которые нашивались на одежду. Однако украшения в виде животных явно доводились до ума вручную, и в итоге каждое – неповторимо!

Практически все золотые накладки на сосуды украшает тонкая чеканка. Но оказалось, что кочевники умели наносить узоры не только на металл.

В одном из курганов археологи обнаружили… набор инструментов для мастера тату! Его тоже показывают на выставке.

Древний тату-салон
Древний тату-салон

Вот еще несколько замечательных изделий.

Как всегда, организаторы выставки подумали и о незрячих посетителях. Для них в рамках программы Пушкинского «Доступный музей» представили реплики трех экспонатов, изготовленные в мастерской «Археолаб». Их можно не только посмотреть, но и ощупать. А композитор Пётр Айду написал к ним тифлокомментарии в форме оперных партий. Их можно прослушать, приложив к уху круглую мини-колонку, которая висит около реплики. Звучит необычно, хотя, как мне кажется, экспериментатор Айду все-таки переборщил с оригинальностью… Впрочем, судя по записям в книге отзывов, многим нравится.

Олень, тактильная копия
Олень, тактильная копия

Одним словом, идите на выставку! Точно не пожалеете!

Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *