REPEYNIK

Сайт журналиста Екатерины Зотовой.

Советская скульптура в Новом манеже

Выставка в Новом Манеже «17/37. Советская скульптура. Взлёт» – одна из тех, на которые обязательно нужно пойти. Хотя бы потому, что, как заверяют организаторы,

«в экспозицию вошло порядка 100 предметов из более чем 20 музеев и частных собраний, охватывающих широкую географию России.

Проект объединяет первые двадцать лет развития советской скульптуры, создает нелинейную картину эволюции этого вида искусства. Первое десятилетие искусствоведами признается творчески насыщенным, формально и социально проектным. Второе традиционно связано с выработкой канона и затуханием авангардного импульса».

Постер выставки
Постер выставки

Многие рецензенты, говоря о выставке, прежде всего, вспоминают знаменитый «План монументальной пропаганды», утвержденный в 1918 году. Однако к нему, прямо или косвенно, имеет отношение лишь часть экспонатов. Зато каких! Это и «Голова Свободы» Николая Андреева – часть скульптуры перед Обелиском Советской Конституции, установленным в 1918-1919 годах на Тверской площади в Москве,

и «Радищев» Леонида Шервуда, и «Лассаль» Виктора Синайского. Их масштабы впечатляют. Видно, что создававшие их скульпторы ориентировались на образы классических героев. Если честно, поражает это неистребимое желание подчеркнуть собственное величия с помощью отсылок к прошлому…

Есть в экспозиции и несколько мемориальных досок начала 20-х годов, в том числе очень забавные.

Несколько монументальных работ воспевают женщину – мать и труженицу. Это, прежде всего, деревянная скульптура Беатрисы Сандомирской «Материнство. Чернозем» и гипсовая «Колхозница» Веры Мухиной.

А вот пара примеров монументализма в миниатюре. Скульптура Тихауэра «Рычи, Китай!» создана по мотивам одноименного спектакля, поставленного Вс. Мейерхольдом по поэме Сергея Третьякова. Впечатляет, не правда ли? (Кстати, организаторы выставки настаивают: фамилия автора – именно Тихауэр, а не Тишауэр, как считалось раньше.) Или – «Ветер», небольшая статуэтка Веры Мухиной.

 

Однако далеко не все экспонаты монументальны. На выставке много небольших бюстов, созданных из самых разных материалов и в самых разных стилях. Вот, например, ряд деревянных скульптур. В центре – голова Степана Разина работы Сергея Коненкова. Это – один из вариантов образа атамана для скульптурной группы «Степан Разин с ватагой». Ее судьба интересна. Как вспоминал сам Коненков,

«Вся группа предназначалась для показа в закрытом помещении — на выставке, в музее. Я предполагал в будущем вернуться к этой замечательной теме народного эпоса. Выполненная мной группа была как эскиз будущего памятника, тогда было важно напомнить массам о выдающихся народных борцах. Только поэтому, не дожидаясь окончания работы, было решено установить мои скульптуры на Лобном месте и, таким образом, открыть памятник Степану Разину».

Открытие временного памятника состоялось 1 мая 1919 года. Он оставался на Красной площади в течение двух недель, а потом был перенесен в Пролетарский музей. В настоящее время композиция находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

 

Деревянные бюсты
Деревянные бюсты

К совсем уж мелкой пластике относятся скульптуры спортсменов работы Матвея Манизера и его жены Елены Янсон-Манизер, относящиеся уже к концу 1920-х годов. Так рождается соцреализм…

Матвей Манизер, Елена Янсон-Манизер. Фигурки спортсменов
Матвей Манизер, Елена Янсон-Манизер. Фигурки спортсменов

А тут — любопытное сопоставление. Слева – авангардная скульптура «Октябрь» Алексея Зеленского, справа – «Девочка с птицей» Сергея Булаковского, типичный сталинский ампир. Обе работы – 1929 года!

Две скульптуры 1929 года
Две скульптуры 1929 года

Или – забавная композиция из расписного фаянса «На Южном фронте. Перед наступлением» Исидора Фрих-Хара начала 30-х годов.

Исидор Фрих-Хар. На Южном фронте. Перед наступлением
Исидор Фрих-Хар. На Южном фронте. Перед наступлением

Кстати, об этом художнике я узнала только на этой выставке, где показаны самые разные его работы – от Пугачева-философа до грубоватого «Чапаевского гармониста». А между тем, это – интересный и многогранный скульптор, проживший долгую жизнь (1893 – 1978).

И это – не единственное открытие, которое можно сделать на выставке. Недаром ее организаторы выделили целую стену под биографии представленных на ней авторов.

Биографии
Биографии

По соседству с ней, в самом конце экспозиции помещен фрагмент барельефа «Индустрия социализма» Исаака Менделевича. Десятилетиями он украшал фасад «Дома-самолёта» — здания в стиле конструктивизма, построенного в 1933 году как главный павильон Всесоюзной строительной выставки (его адрес 1-я Фрунзенская ул., 3а). Сейчас дом реставрируется. Панно было снято с фасада и приведено в порядок как раз перед открытием выставки, так что у нас появилась редкая возможность рассмотреть его в деталях.

Исаак Менделевич. Фрагмент барельефа
Исаак Менделевич. Фрагмент барельефа

Ну что, дорогие читатели, убедила я вас, что сходить на эту выставку стоит?

Больше фотографий – здесь.

Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *