REPEYNIK

Сайт журналиста Екатерины Зотовой.

Павел Филонов – художник на любой вкус

С творчеством Филонова я познакомилась лет 15 назад. Тогда на небольшой выставке в «Доме Нащокина» меня поразили его «Головы», сотканные из тысяч крошечных фигурок, которые я сразу назвала атомами. (Тогда я не знала, что сам художник называл атомом «каждое прикосновение к холсту».) Так что пропустить его выставку в медиацентре «Зарядья» я не могла. И не пожалела: она открыла мне нового Филонова.

Зрителей встречает вот эта работа 22-летнего художника: «Женщина в восточной одежде», 1905 год.

Женщина в восточной одежде. 1905
Женщина в восточной одежде. 1905

«И это – Филонов?» – спросите вы. Да, Филонов. Он умел писать и так. Позже он вполне реалистично и очень тепло напишет портрет любимой сестры Дуняши. (После смерти художника от истощения 3 декабря 1941 года в блокадном Ленинграде Евдокия сумела переправить его работы на хранение в Русский музей и тем самым спасла их.)

Портрет Е.Н. Глебовой
Портрет Е.Н. Глебовой

В начале 1930-х годов он попытается работать на заказ и напишет картину «Тракторная мастерская Путиловского завода». Но заказчики ее отвергли – сочли «контрреволюционной»…

«Тракторная мастерская Путиловского завода», 1932
«Тракторная мастерская Путиловского завода», 1932

Между тем, уже в начале 1910-х годов, зная об опытах Пикассо и других кубистов, он начинает писать совершенно иначе. В 1913 году появится «Пир королей», в 1914 – «Крестьянская семья» (она же – «Святое семейство»), в 1914-1915 – «Перерождение интеллигента» (в другой версии – «Перерождение человека»), в 1916 – «Победитель города» и «Мать». Так буквально за несколько лет художник находит свой путь, который назвал «аналитическим искусством». И уже не сворачивал с него всю жизнь.

О значениях его картин до сих пор дискутируют даже искусствоведы. А Филонов словно сознательно путал следы – менял названия работ, некоторые и просто обозначены «Без названия». Видимо, хотел, чтобы зритель был чуток и внимателен к самому полотну…

Понимал ли он, что взваливает на людей неподъемную задачу? Вряд ли. Павел Филонов был из когорты гениальных самоучек, самородком, пробившимся в искусство из самых низов общества. Он родился в Москве в 1883 году. Отец, кучер, умер, когда мальчику не было 5 лет, оставив сиротами 6 детей. Мать он потерял в 14… Правда, повезло с сестрами: старшая удачно вышла замуж и переехала в Петербург. Она помогала семье, а после смерти матери забрала Павла и его младшую сестру к себе. Так Филонов оказался в Петербурге. Там он поступает в живописно-малярные мастерские и работает «по малярно-живописному делу». В мае 1901 года 18-летний Филонов получил свидетельство маляра. Он расписывает различные здания и одновременно учится в рисовальных классах Общества поощрения художеств, а с 1903 года — в частной мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского. Три раза пытался поступить в академию художеств, но приняли его в конце концов только в 1908 году в качестве вольнослушателя «за прекрасное знание анатомии». Впрочем, долго он там не удержался, рано проявив независимый характер.

Павел Филонов входит в круг молодых художников-реформаторов, которые вслед за Малевичем и Кандинским ищут новые пути. С 1910 года он участвует в выставках авангардного искусства, становится известен в этой среде. Многие свои работы 1910-х годов он объединил в цикл «Ввод в миро́вый рассвет», где слово «миро́вый» значит вселенский. Это название подчеркивает фанатичную устремленность художника в будущее. Он однозначно принял октябрьскую революцию 1917 года и активно включается в построение нового искусства. Начиная с 1919 года, Филонов все чаще пишет беспредметные полотна, которые нередко называет «формулами».

У него появляются ученики и последователи. Художник убежден: картина растет «органично», как любой живой организм, отражая в себе сам процесс работы художника и его размышления над ней. В одном из поздних писем он дает такие советы:

Работай так: работай только маленькой кистью с острым концом. Не мажь, не пиши непродуманно широко. Все время рисуй кистью, вырабатывая цветом форму будто ты работаешь остроочиненным карандашом и боишься его затупить и сломать, и врабатывай цвет в цвет, форму в форму на каждом прикосновении кисти; умея работать таким способом, поймешь, что значит писать наверняка. Тогда из-под твоей кисти на холсте останется не дурацкий лживый мазок, как вас, учеников, приучили работать ваши невежды преподаватели, а кусок того материала, той материи, из чего состоит все в природе. При такой работе ты будешь в самой высокой степени хорошо и правильно чувствовать, понимать и передавать природу, будешь приближаться к природе, к натуре. Кто из художников оторвался от натуры и не изучает ее, – тот бесславно пропадает… (из письма Басканчину, 19 февраля 1940 г.)

В 1930-е годы Филонов пишет свои знаменитые «Головы», ставшие его визитной карточкой. Одухотворенные выбритые лица людей, напоминающие худобой самого художника. Впрочем, не только людей – в эти же годы он пишет несколько полотен «Животные», на которых у собак, коров и лошадей – те же задумчивые, умные глаза.

В подобном стиле он мог писать и портреты. Например — видного революционера Николая Николаевича Глебова-Путиловского, мужа его сестры Дуняши.

Портрет Н.Н. Глебова-Путиловского, 1923-1929
Портрет Н.Н. Глебова-Путиловского, 1923-1929

А одна из его последних работ, «Лики» (1940) отсылает к русской иконописной традиции, которая, между прочим, стремится показать через видимое – невидимое… Не это ли подсказка к осмыслению его картин?

Лики, 1940
Лики, 1940

Несмотря на авангардистский настрой, он был крепко связан с народными традициями. Ведь еще мальчиком, чтобы помочь семье, он вышивал крестиком полотенца на продажу. А позже очень остроумно обыграл лубочный стиль в иллюстрациях к сборнику стихов своего друга Велемира Хлебникова «Изборник» (1914). На выставке он представлен в оцифрованном виде, так что его можно полистать.

Разворот книги "Изборник"

В 30-е годы он выживал, благодаря поддержке родных и друзей, но не хотел продавать работы, считая, что все они принадлежат народу России. Так и умер с этой верой… И – оказался прав.

Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *