REPEYNIK

Сайт журналиста Екатерины Зотовой.

Отсвет войны 1812 года: от Кановы до Верещагина

Музей Отечественной войны 1812 года появился в Москве чуть более 10 лет назад. Он был открыт 4 сентября 2012 года в рамках празднования 200‐летнего юбилея похода Наполеона на Россию как еще один филиал Государственного исторического музея (ГИМ). Музей разместили по соседству – в здании, построенном в конце 19 века для Московской городской думы, где до 1993 года был музей В.И. Ленина. Впрочем, не совсем там. Для новой экспозиции по инициативе Исторического музея и по распоряжению Правительства России в техническом дворе здания построили двухэтажный павильон площадью около двух тысяч квадратных метров. Благодаря этому решению, к зданию удалось пристроить современный лифт, сделавший оба этажа экспозиции, а также вестибюль и подвальный этаж доступными для всех, кому сложно ходить по лестницам.  Невысокие лестницы снабдили стильными, но, к сожалению, слишком широкими пандусами.

Недавно меня послали в этот музей по работе – посмотреть, насколько он доступен для людей с инвалидностью. Группу сопровождали сотрудники ГИМа. Они рассказали, что уже несколько лет во всем Историческом музее реализуется программа «ГИМ. Доступно», в рамках которой проводится множество мероприятий для инвалидов разных категорий. Среди них – экскурсии на русском жестовом языке (РЖЯ) для людей с нарушениями слуха, с использованием тактильных моделей – для слепых и слабовидящих, а также экскурсии для людей с интеллектуальными особенностями. Кроме того, в музее есть наборы сенсорной разгрузки – полотняные сумки с наушниками, защитными очками, кубиком Рубика и другими сенсорными игрушками, которые помогают людям с ментальными особенностями восстановить эмоциональное равновесие. Их могут взять как экскурсоводы, так и индивидуальные посетители. О том, как пользоваться этими возможностями, рассказано на сайте музея в разделе «ГИМ. Доступно»

А что же сам музей?

Мне он показался не совсем удобным, но полным вещей, любопытных не только для тех, кому интересны перипетии давних сражений. Перечислю самые примечательные для меня экспонаты.

Пожалуй, самой большой неожиданностью для меня стали 5 бюстов членов семьи Наполеона (двух братьев, двух сестер и зятя, маршала Мюрата) работы знаменитого скульптора Антонио Кановы. Об их интересной судьбе написано здесь

Эти бюсты размещены в одном из торцов залы 1 этажа, ближе к началу экспозиции. А в другом ее конце, там, где экспозиция заканчивается, висит несколько больших полотен знаменитого батального живописца Василия Верещагина, которые во всех красках повествуют о бесславном финале наполеоновского похода… Вот такое художественное обрамление!

К походу на Россию Наполеон двигался тщательно. Даже приказал изготовить 60 (!) походных кухонь новейшей конструкции. Не помогло… Одну из них отбили у неприятеля в 1812 году под Вязьмой казаки генерал-адъютанта графа Василия Орлова-Денисова.

Трофеев русским досталось, видимо, немало. Мне очень понравилась Большая артиллерийская готовальня, изготовленная в Англии во второй половине XVIII века Томасом Райтом – мастером «математических и картографических инструментов его величества Георга II-го». Она вроде бы была подобрана в 1812 году около погибшего французского офицера.

Удивило своей обшарпанностью тронное кресло императора Александра I. Такое впечатление, что, пока оно много десятилетий стояло как мемориальный экспонат в Малом овальном зале здания Сената в Кремле, каждый, кто проходил мимо, присаживался, чтобы почувствовать себя императором… Зато сзади — редкий случай! — удобный фон для описания истории кресла.

А вот Ларец для хранения жалованной грамоты Александра I московскому дворянству поражает своей пышностью. Вместительный сундук для листка бумаги…

И напоследок – давняя моя слабость: французские оловянные солдатики…

Что касается неудобств музея, то на первом месте для меня (и не только) стали крайне неудобные этикетки. Мелкие черные буковки на прозрачной пленке, наклеенной на стекло витрин, было непросто не только прочитать, но даже найти. А если такая наклейка оказывается на темном фоне, текст становится просто нечитабельным. Еще одно неудобство – мониторы с видеороликами, расставленные тут и там. В нескольких местах посетитель вынужден слушать звуки, доносящиеся сразу с двух экранов, и это мешает, тем более что громкость небольшая. Не понравилось мне и множество мелких лампочек. Они эффектно отражаются в стекле витрин, но часто мешают рассматривать экспонаты.

Зал музея
Зал музея

Хотела бы я вернуться сюда еще раз? Не уверена. Но и о том, что посмотрела этот музей, не жалею.

Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *