ЧАЙКА. ФРАГМЕНТЫ
Пьеса Чехова «Чайка» входит в школьную программу, так что ее содержание хотя бы в общих чертах, помнит каждый (по крайней мере, из тех, кто время от времени бывает в театре). Поэтому создатели спектакля «Чайка. Фрагменты» не сильно рисковали, разобрав ее на отдельные сцены, а затем перетасовав их, как колоду карт. Даже не слишком искушенный зритель быстро вспомнил, что к чему.
Этот подход позволил заострить внимание не на ходе сюжета – он, по сути, остался «за кадром» – а на тех невидимых нитях, которые связывают персонажей. Спектакль начинается так же, как и пьеса – разговором Маши (Ирина Поволоцкая) с безнадежно влюбленным в нее учителем Медведенко (Никита Паничев).
Маша — Медведенко
Однако сразу вслед за ним идет последнее объяснение Треплева (Александр Похилько) с Ниной (Дарья Ворохобко). Затем появляется еще одна, совсем уж нелепая пара – немолодая Аркадина (Ольга Лапшина) и совсем юный Тригорин (Алексей Мартынов), которые собираются ехать в Москву. До боли ясно, что ничего хорошего и у этой пары не может быть…
Треплев — Нина, Тригорин — Аркадина
Словом, когда на сцене появляется счастливый Треплев из первого действия, который, готовясь к вечернему спектаклю, ждет Нину и откровенничает с дядей (Даниил Обухов), зал уже наполнен атмосферой неприкаянности и несчастья. А сцена неудержимой страсти Тригорина и Нины, которая разыгрывается сразу после ее знаменитого монолога «Люди, львы, орлы и куропатки…», до того, как Аркадина представит их друг другу, прояснила мне основную идею постановки. Она – в том, что свои лучшие мгновения герои переживают в момент зарождения чувства. Только тогда, когда еще ничего не произошло, они по-настоящему счастливы. Всё, что будет после, – не более как безнадежные, порой комичные в своей нелепости попытки вернуть утраченную остроту и свежесть эмоции.
В погоне за счастьем
Символично, что спектакль заканчивается не выстрелом, а тоскливым зовом Маши: «Костя!..» Зовом, словно обращенным в те времена, когда она, еще не ставшая женой Медведенко, безответно любила Треплева и казалась себе безнадежно несчастной…
Этот спектакль был поставлен молодым режиссером Ольгой Прихудайловой при участии Школы-студии МХАТ и благотворительного фонда поддержки слепоглухих «Со-единение». Он участвовал в нескольких фестивалях, с неизменным успехом был показан на разных площадках. Вот и 6 декабря камерный зал Театра.doc был переполнен…
Н. Паничев, О. Лапшина, Д. Обухов, И. Поволоцкая, А. Мартынов, А. Похилько, О. Прихудайлова, Д. Ворохобко
В момент зарождения постановка была названа «спектаклем-акцией», направленной на интеграцию непрофессиональных актеров с инвалидностью в театральное сообщество. Однако, как признаются его участники, за год совместной работы выяснилось, что все они очень нужны и друг другу, и зрителю. Ни у кого нет сомнений, что спектакль состоялся как художественное целое.
Я намеренно ничего не говорю об инвалидности актеров, поскольку она никак не повлияла на уровень постановки. Влияет другое: средства, отпущенные на «акцию», давно закончились, а новых пока нет. Логика сегодняшнего «проектного» мышления проста: проект живет, пока есть деньги. Но люди, поставившие и сыгравшие «Чайку. Фрагменты» переросли уровень разового благотворительного мероприятия. Они хотят и могут жить как полноценный театральный организм и будут благодарны всем, кто поможет им в этом.