Театр как СоБытие
Когда вы в последний раз слышали пятиминутную овацию зрителей с криками «Браво!»? Я – вчера. Так собравшиеся в Большом зале Культурного центра ЗИЛ благодарили актеров инклюзивного коллектива «Надежда» из Череповца за спектакль с заковыристым названием «Имаджинариум».
О чем спектакль? Да о том, что испытывал каждый, кто когда-либо занимался искусством: образы теснятся в голове, бунтуют, ищут выражения… Словом, нормальный творческий процесс, которым художнику нужно овладеть, чтобы получить в результате цельное произведение. Постановщик этой пантомимы Анна Иванова просто оживила эти образы, превратив каждый в отдельного персонажа.
Вырвавшись из рам (или из рамок бытия?), они ссорятся и мирятся, шутят и играют, почти не обращая внимания на своего молодого беспомощного создателя.
А он мечется, пытаясь склеить их воедино.
Но только любовь помогает ему найти верное решение…
Не менее тепло провожал зритель и артистов Творческого союза «СоБытие», которые представили две танцевальные миниатюры – «На планете» и «С тенью». Обе они – о том, как сложны и одновременно необходимы каждому глубокие человеческие взаимоотношения.
Особую остроту постановкам придает то, что один из партнеров в каждой паре – тотально слепой. Комментируя увиденное, руководитель фестиваля Наталья Попова отметила, что режиссер Андрей Захаров особое внимание обращает на «красоту простого движения».
Так рождается движение На репетиции миниатюры «С тенью».
(Фотографы не дремлют…)
Мне же, прежде всего, бросилось в глаза удовольствие, с которым танцевали незрячие артисты. Слепая с рождения Настя Черепанова буквально светилась от радости, когда вместе с Марией Мякишевой испытывала радость свободного движения.
Очевидно, что для них, как и для Алексея Филатова, ослепшего в 40 лет, с Андреем Захаровым, театр – это СоБытие, совместное бытие, позволяющее раздвинуть даже те границы личности, которые кажутся незыблемыми. Недаром Н. Попова любит повторять: «Наша цель – не поставить спектакль, а использовать театральную деятельность для активизации внутренних ресурсов человека, помочь ему познать самого себя». Глядя на миниатюры «СоБытия», я увидела, как это работает в жизни.
Общепринято, что искусство делится на «массовое», доступное большинству, и «элитарное», понятное только рафинированным эстетам. Постановки «Надежды» и «СоБытия» невозможно отнести ни к тем, ни к другим, хотя бы потому, что большинство актеров здесь – не профессионалы. Наверное, это действительно какой-то третий путь, который не развлекает и не озадачивает. Эти артисты просто делятся со зрителем энергией своих эмоций.