REPEYNIK

Сайт журналиста Екатерины Зотовой.

Малый Иерусалим в Крыму

В советские времена Евпатория прочно удерживала статус всесоюзной здравницы. О туристической привлекательности города не было и речи: главные достопримечательности – бесчисленные санатории, ласковое море и бесконечные песчаные пляжи. Ну, и еще – парк культуры имени Фрунзе, где курортники могли скоротать вечер. Даже в 1997 году в туристическом круизе «Киев – Одесса» Евпатория числилась по разряду зеленых стоянок. Экскурсий здесь не было. Помнится, я тогда попробовала углубиться в кварталы Старого города – и через какие-то 15 минут вылетела оттуда, как пробка из бутылки. Пыль, солнцепёк и обшарпанные стены – вот и все «достопримечательности».

Но год назад друзья, вернувшись из Евпатории, рассказали, что в самом сердце старого города есть интересный уголок под названием Караимские кенасы. Это – молельный дом караимов, маленького крымского народа. Поэтому, собираясь под Евпаторию в командировку, я решила, что неплохо было бы их посмотреть. А когда набрала в поисковике запрос «Евпатория достопримечательности», с удивлением обнаружила целый пешеходный маршрут под названием «Малый Иерусалим». 

Карта

На нем значилось 12 объектов, большинство из которых – храмы разных религий. (Отсюда и название). Мне были знакомы только два из них – собор св. Николая и мечеть Хан-Джами, стоящие бок о бок на главной набережной. Поэтому в нынешнюю прогулку по городу я их не включила…

Сами евпаторийцы считают, что их городу уже 2500 лет, считая датой его рождения основание греческого города Керкинитида. Но тот город пал под натиском гуннов в III-IV веках н.э. и больше не восстанавливался. Следующее укрепленное поселение возникло примерно в XV веке, когда сюда пришли крымские татары.

Башня

Восточная башня

 На востоке Старого города высится внушительная башня с воротами – единственный сохранившийся фрагмент укреплений татарского города Гезлёв или Кезлёв. Сразу видно: крымские татары укреплялись всерьез и надолго… 

Текие 1

Комплекс Текие дервишей. Вид с площади.

Казалось бы, самое время – войдя в старые ворота, нырнуть в переплетения улочек. Но я уже знала, что рядом с башней, за пределами Старого города, находится уникальный комплекс Текие дервишей. 

Текие 2

Обитель дервишей

Его основа – одно из трех сохранившихся в мире здание Текие – обители дервишей (мусульманских аскетов и проповедников), где они проводили свой ритуал Сэма – многочасового кружения, в процессе которого достигалось единение со Всевышним. Оно построено в XV веке. (Есть мнение, что основой послужила более ранняя христианская церковь). 

Внутри здания

Внутри здания

Основа здания – просторное квадратное помещение, перекрытое шестигранным куполом, высота которого – 20 м. Его окружают одноэтажные пристройки, в которых размещались 19 келий дервишей.

Вход в келью

Вход в келью

Келья шейха

Келья шейха (руководителя обители)

 Здесь они не жили, а лишь отдыхали во время Сэма. Для жилья существовали другие здания (они не сохранились). Во дворе было и небольшое кладбище, уничтоженное в середине ХХ века. (Уцелело несколько надгробий.)

Мечеть

Мечеть

Рядом с Текие в XVI-XVII веках была построена мечеть (сейчас она – в процессе реставрации). Во время Великой отечественной войны деревянная кровля минарета сгорела, но металлическое навершие сохранилось. Оно выставлено в музее.

Минарет

Навершие минарета в витрине музея

В XVIII со стороны базарной площади у Восточных ворот было построено одноэтажное медресе. В XIX веке оно превратилось в чайную, а в середине ХХ был надстроен второй этаж, полностью скрывший древние постройки. Сейчас в помещении медресе размещено несколько музейных экспозиций. Посетить весь комплекс можно с небольшой, но интересной получасовой экскурсией, которые проводятся каждый час. 

Вдохнув разреженного воздуха суфизма, я вступила-таки в пределы старого города и … очутилась на типичном туристическом базаре с татарским колоритом. К счастью, сувенирные ряды на Караимской улице (главной улице старого города) оказались не слишком длинными, и вскоре она превратилась в обычную туристическую пешеходную улочку. 

Улица 1

Караимская улица

Более-менее аккуратные дома, брусчатка на мостовой, указатели, на которых с точностью до десятка метров указано расстояние до очередного объекта… Несколько портят вид газовые трубы и провода, но тут уж ничего не поделаешь: большинство зданий в Старом городе – это частные жилые дома. 

Улица 2

Старая улочка

Вправо и влево отходят такие же улочки, но менее ухоженные – и потому более живые. (Впрочем, судя по штабелям плитки, которые попадались то тут, то там, и их со временем замостят.) 

Дом наследников Беданьянц

Дом наследников Беданьянц, 1901 г.

Встречаются и неожиданно «русские» здания, например, Дом наследников Беданьянц, построенный в 1901 году, когда Евпатория начала активно развиваться как морской курорт. Есть и современные постройки, похожие на мини-пансионы (город-то курортный!). Но в основном здания 1-2 этажные, неприметные.

Баня,

Баня, женское отделение

В конгломерате улочек и переулков даже при наличии указателей найти нужный объект не всегда просто. Например, из двух комплексов Турецких бань отыскался только один – за обшарпанным глухим забором. Пока я и еще двое любопытствующих озадаченно дергали дверную ручку рядом с вывеской на трех языках «Турецкие бани», откуда-то появилась смотритель музея, открыла нам дверь и ввела в курс дела. Оказалось, что бани, проработавшие чуть ли не 5 веков, в 90-е годы ХХ века буквально растащили по кусочку. (Тут я пожалела, что в музее Текие дервишей не сняла массивные мраморные раковины «из бань». Возможно, они именно отсюда.) 

Гек бей-таш

Гек бей-таш

Сохранилось то, что невозможно унести, например, квадратный каменный гей бек-таш – стол для массажа. 

Банное подполье)

Банное подполье)))

Кое-где вскрыли даже полы, благодаря чему можно увидеть каналы, по которым циркулировали горячий воздух и вода (кроме того, по ним, говорят, смельчаки лазали из мужского отделения в женское). 

Купол парилки

Купол парилки

А сверху отличную вентиляцию обеспечивали круглые отверстия в куполе. Они же освещали помещение. 

Словом, несмотря на явную разруху, объект оказался очень интересным.

А буквально наискосок от бань широко распахнутые ворота двора-ресторана вели к … главной синагоге, построенной в начале XX века. Честно говоря, понять, какая из дверей ведет внутрь храма, а какая – в кафе, было не слишком просто. Двор при этом оказался проходным, и с другого переулка синагога смотрелась вполне внушительно. 

Синагога

Синагога

Всего в Евпатории 2 синагоги, построенные примерно в одно время. Но вторую на протяжении всего ХХ века непрерывно перестраивали и в итоге «довели до ручки». (Сейчас она на реставрации.) Эта же сохранилась в первозданном виде.

Караимские кенасы

Караимские кенасы

В нескольких десятках метрах от синагоги, на той же Караимской улице, сиял великолепный белоснежный портал Караимских кенас. Он построен в 1900 году, сами же кенасы в их нынешнем виде появились столетием раньше.

Караимы – народ, который издавна живет в Крыму и отсюда в XV веке частично был вывезен в Польшу и Литву. Они исповедуют религию, основанную на Ветхом Завете, который читают только по древне-еврейски. 

Большая кенаса внутри

Большая кенаса внутри

При этом не признают более поздних толкований, составляющих основу иудаизма, не имеют священников и четко установленного ритуала богослужения. Они не пускают иноверцев дальше преддверия кенасы, считая, что в храме нельзя находиться, не молясь. 

Преддверие кенасы

Преддверие кенасы (решеткой закрыт вход)

Боковой портал

Боковой портал молельного зала

Современное имя городу дала Екатерина II, посвятив его понтийскому царю Митридату VI Евпатору, жившему в начале II века н.э.. В Евпатории караимы появились после присоединения Крыма к России в 1783 годе и вскоре получили разрешение на строительство молельного дома. 

Обелиск Александру I

Обелиск Александру I

А в 1825 году, незадолго до смерти, уже построенную кенасу посетил император Александр I. (К слову, городским головой тогда был караим.) Он подарил караимам участок в вечное пользование, а благодарные члены общины поставили ему во дворе кенас мраморную стелу.

Виноградный дворик

Виноградный дворик. На плитах — имена жертвователей на восстановление кенас.

Вообще комплекс кенас – это несколько зданий, в том числе 2 школы (для девочек и мальчиков) и 2 молитвенных дома, соединенные несколькими живописными двориками, увитыми виноградом. 

Дворик-беседка

Дворик-беседка у Большой кенасы

Сейчас в зданиях школ размещается музей и ресторан караимской кухни. Вход на территорию кенас платный, льгот нет. Регулярно собирают экскурсионные группы, где рассказывают много интересного и даже неожиданного. 

виноград

Храмовый виноград

Например, что караимами были режиссер Сергей Юткевич и маршал СССР Родион Малиновский. Караимкой по отцу была и великая балерина Анна Павлова. Правда, образ ее жизни резко отличался от закрытого существования караимских женщин, которые не имели права даже выйти на улицу без сопровождения родственника. Но и росла она  в Санкт-Петербурге, а не в Крыму.

гранат

Осень, цветущий гранат…

От караимских кенас было уже рукой подать до Центрального рынка – сердца современной Евпатории. Здесь проходят маршруты большинства городских автобусов. Прогулка по старому городу закончилась, а мое впечатление от него, не скрою, сильно изменилось в лучшую сторону.

Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *